• Экстренная помощь

Как не бояться стоматолога

Посещение стоматолога у многих людей вызывает страх. Даже перед обычным осмотром зубов на наличие дефектов, кариеса, патологий, пациент испытывает тревогу в большинстве случаев. Статистика показывает, что из-за этого состояния 56% людей игнорируют профилактические приемы, 40% – испытывают панику, что нужно лечить или удалять больные зубы, и мужчины больше женщин боятся визита к стоматологу.

Дентофобия и ее формы

Внутренние/внешние проявления фобии возникают в момент поступления сигналов от системы головного мозга. Происходит это при ощущении потенциальной опасности. Стоматофобия (дентофобия) – это реакция центральной нервной системы, при которой человек испытывает панику от мысли предстоящего визита к врачу. Различают 3 формы данного заболевания:

• Воображаемая. У взрослых это развивается при редком обращении к стоматологам или никогда не бывавших на профилактическом осмотре. У детей страх возникает на основе собственных фантазий, после просмотра фильмов с соответствующей тематикой или на фоне навязанного кем-то мнения.
  • Врожденная. Сложная, редкая и трудно корректируемая форма; может быть в любом возрасте. Основана на том, что у человека проявляется не только фобия боязни стоматолога, но и других врачей, медицинских осмотров, сдачи анализов.
  • Приобретенная. Появляется на фоне негативного опыта. Это могут быть случаи, когда анестезия плохо подействовала, пациент испытал сильную боль при вырывании зуба, удалении нерва или установке пломбы. Бывают случаи, когда укол вызывает паническую тревогу и головокружение. При приобретенной фобии, поход в стоматологическую клинику становится панически страшным мероприятием.

При стоматофобии, больного не успокаивают факты о профессионализме врача, о лучшем обезболивании – он боится войти в кабинет, сесть в кресло, паникует при виде инструментов/оборудования, при приближении врача/медсестры.

Возможные причины страха лечения зубов

Перед тем, как искать причины, врачи рекомендуют проанализировать специфику возникновения боязни. К ним относятся:

• Брезгливость и страх заразиться через стоматологические инструменты: щипцы, шприцы, зеркало и др.
  • Ожидание сильной боли: высокая мнительность, подсознательное внушение.
  • Чувствительность к различным манипуляциям в полости рта: рвотный рефлекс, сжимание, сокращение мышц и пр.
  • Боязнь длительного лечения: повторные визиты, курсовая терапия.
  • Детская психологическая травма или негативный опыт посещения неопытного специалиста.

При дентофобии, пациенту сложно понять, как не бояться идти к стоматологу. Разберите причины тревожности с лечащим врачом, психологом/специалистом, чтобы устранить источник страха.

Признаки страха зубных врачей

При любой форме стоматофобии, у пациентов наблюдаются, практически, одинаковые симптомы. Наиболее распространенными среди них являются:

• учащение сердцебиения,
  • расширение зрачков,
  • скачки артериального давления,
  • легкий тремор рук и ног,
  • усиленное потоотделение,
  • мышечное напряжение.

При более сложных случаях, у человека может наступить предобморочное состояние или головокружение с последующим обмороком. При такой клинической картине, пациент нуждается в помощи врача или близкого человека. Например, при детской боязни, ребенок нуждается в том, чтобы его успокоили, поддержали разговором, отвлекли, подержали за руку и пр.

Способы и методы побороть страх дантистов

Психологический самонастрой

Все люди испытывают страх перед чем-то. Не нужно стесняться, бояться этого состояния. Постараться побороть его уже будет являться мужеством и это вполне по силам взрослому человеку. Стадию парализующей боязни можно перевести в легкое нервозное состояние или волнение. Готовьтесь к этому заранее, а не перед кабинетом врача за несколько минут до визита.

Научитесь избавляться от негативного воображения ситуации, представив позитивное развитие событий. Например, опустите момент, как вы будете сидеть в кресле и представьте, что вы выходите из кабинета, а все сложное уже позади. По дороге в стоматологическую клинику отвлекайтесь на приятное окружение, наденьте наушники с успокаивающей музыкой и думайте о том, что через какое-то время вы будете возвращаться домой настоящим героем.

Рекомендации психологов

Как и от других фобий, избавиться от страха к стоматологу можно с помощью советов психологов:

• Сделайте выбор клиники, пройдитесь от кабинета к кабинету, убедитесь в том, что помещения оснащены современным оборудованием. Оцените чистоту клинику и попросите получить консультацию врача. Имея большой опыт, доктор поможет снять напряжение и расскажет, как будет проходить лечение. Почитайте отзывы стоматологии – каждый положительный из них морально повысит психологический настрой и позволит получить уверенность в правильности выбора.
  • Не запрещайте себе бояться; не загружайте себе голову, как называется боязнь стоматологов; неважно, что подумает врач, увидев страх в ваших глазах. Признайте, что чувство паники и тревоги есть, и это нормальное явление. Как только это получится, состояние станет адекватным и более-менее управляемым.
  • Преодолейте страх боли, поймите, что ее не будет – современные клиники оснащены хорошими анестезирующими препаратами, гелями, спреями. Даже если вы боитесь укола наркоза, вам обезболят сначала десну, а потом начнут дальнейшее лечение.
  • Прежде чем от страха отменять визит к врачу, подумайте о том, какие последствия будут, если вы откажетесь от лечения. Наступит момент, когда придется удалять то, что осталось от зубов и протезировать частично или полностью зубной ряд. Своевременный визит к врачу спасает от масштабных проблем с зубами.

Чтобы не бояться боли у стоматолога, начните подготовку заранее – пропейте седативные препараты, прописанные врачом.

Народные рецепты

Чтобы не бояться взрослым у стоматолога удалять зубы или лечить их, нужно нормализовать эмоциональное состояние. Для этого все методы хороши, в том числе советы травников. Для снижения тревожности используются настои или чаи с ромашкой, зверобоем, пустырником, валерианой, мятой. Учитывая их накопительный эффект, начать принимать составы необходимо за две недели до планируемого визита.

Тем, у кого имеются противопоказания к настойкам, можно попробовать микстуры, изготовленные по специальной рецептуре. Проконсультируйтесь перед приемом лекарств. Хорошо снимает тревожность правильное дыхание. В момент, когда наступает страх, оно учащается и становится беспорядочным. Научитесь в минуты тревоги ритмично дышать, тогда нервная система успокоится, частота пульса снизится, сердечные ритмы стабилизируются.

Простые советы

• При выборе времени для посещения клиники, оставьте предпочтение утренним часам. Так у вас будет меньше времени для переживаний, «накручивания» мыслей.
  • Ходите к одному и тому же врачу, если вас устраивает его работа. Находясь на приеме не первый раз, вы уже знаете, какую он использует тактику, поэтому останетесь спокойным.
  • Если вам придется идти на прием впервые, проведите опрос у друзей и знакомых, кого они готовы порекомендовать. Обращаясь к доктору, про которого услышали хороший отзыв, вы будете менее тревожны, чем у незнакомого врача.
  • Поставьте в известность стоматолога о том, что вы испытываете страх, чтобы он смог держать ситуацию под контролем. Плюс, доктор будет заранее предупреждать о предстоящих манипуляциях, чтобы пациент получил ощущение заботы.
  • Для многих важно, чтобы его сопровождали близкие или родные. Зная, что этот человек находится рядом, страх легче переносится.
  • Попробуйте отвлечь себя каким-либо занятием – перебиранием четок, сжиманием/разжиманием пальцев, мыслями о будущих планах, визуализацией.

Стоматология Денталия – это клиника с индивидуальным подходом к каждому клиенту. Мы обещаем, что ваше лечение будет комфортным и удобным, под внимательной заботой профессиональных докторов.